Почему мобильные игры превратились в шлак?

Вы задумывались, почему в магазинах приложений так много откровенно плохого контента? Почему разработчики игр не выпускают под мобильные платформы уникальные и дорогостоящие игровые проекты? Где мобильные игры уровня консольных эксклюзивов?

Почему в топе находятся такие игры как Clash of Clans либо еще более простейшие убивалки времени?

Может быть, в мобильной индустрии труднее продвигать свои продукты? Или современные телефоны не такие мощные как современные ПК, поэтому продавать такие игры некому? Может разработчикам просто трудно продавать свои игры на мобильной рынке? На самом деле нет.

Смартфоны не тянут крутые игры?

Для начала стоит определиться с необходимыми минимальными техническими требованиями для смартфона, чтобы считать его игровым.

За эталон я принял игровые консоли Xbox 360 и PlayStation 3. Эти приставкам уже 10 лет, но их начинка вполне актуальна.

Под эти приставки вышло огромное количество крутых игр, а под конец их жизненного цикла благодаря отличной оптимизации мы смогли увидеть такие шедевры как Uncharted 3 (обзор), Gran Turismo 5, GTA V, Last of Us и этот список можно продолжать еще долго.

Скриншоты с обзора Uncharted 3

Эти игры работают на железе десятилетней давности. Xbox 360 обладает производительностью порядка 240 гигафлопс, а PS3 всего 228 гигафлопс.

Флопс — внесистемная единица, используемая для измерения производительности компьютеров. Она показывает, сколько операций с плавающей запятой в секунду выполняет данная вычислительная система.

На данный момент это совсем не рекордные цифры, для актуальных мобильных чипов это весьма средние показатели. В начале 2015 года на рынок начали поступать смартфоны на чипсете Snapdragon 810, его видеоускоритель Andreno 430 уже превосходил консолей предыдущего поколения и обладал производительностью в 390 Гигафлопс.

Для примера, на Qualcomm Snapdragon 810 работают смартфоны Sony Xperia Z5 серии (обзор Xperia Z5 Compact).

С тех пор мощность мобильных графических подсистем только росла. На данный момент Adreno 530, который установлен в Snapdragon 821,  выдает 520 Гигафлопс. В Snapdragon 835 этот показатель выше еще на 25-30%. Видеоускоритель самого свежего процессора Apple A10 Fusion может похвастаться производительностью в районе 300 Гигафлопс.

В общем, начиная с 2015 года флагманы имеют чуть ли в не вдвое большее производительную графику, чем Xbox 360 и PlayStation 3.

Clash of Clans тупой геймплей
Huawei P10 Plus и «мега продвинутая» игра Clash of Clans.

Скептики могут возразить тем, что сравнивать производительно мобильных и станционарных девайсов в гигафлопсах не совсем верно. Мол, консоли питаются от розетки и способны выдавать постоянную максимальную мощность. Телефонам же приходиться экономить заряд батареи, поэтому с них нельзя выжать все соки. Это неправда, ведь любой пользователь замечает, что в играх смартфон работает на полную катушку, нещадно расходуя заряд аккумулятора.

Игровых смартфонов слишком мало?

Неужели флагманских смартфонов с передовым железом не так уж и много. Игровые студии не хотят вкладываться в масштабные игровые проекты для нескольких сотен тысяч потенциальных пользователей? Снова мимо!

Для сравнения давайте снова обратимся к консолям. За все время существования Xbox 360 во всех модификациях был распродан в количестве 85 млн штук. PS3 было продано около 80 млн штук. Цифры конечно впечатляющие, но не забывайте, что они продавались с 2006 года и по сегодняшний день.

Теперь давайте смотреть на цифры продаж телефонов с условно игровой начинкой. Только iPhone 6S, iPhone 6s Plus, iPhone 7 и iPhone 7 Plus продано порядка 200 млн штук. Плюсуем сюда все iPad, выпущенные с 2014 года — около 140 млн.

Сюда же прибавим около 50 млн проданных Galaxy S7 и Galaxy S7 Edge. Еще запишем смартфоны на чипсетах Snapdragon 810, 820 и 821, а это уже почти все флагманы Sony, Xiaomi, LG, LG, ZTE, OnePlus, HTC, ASUS и другие бренды.

По этим устройствам трудно собрать точную статистику, но пускай их было продано около 100 млн штук. Одних только флагманов Xiaomi на топовых процессорах Snapdragon продано за последние 3 года больше чем PS3 за 10 лет.

Очевидно, что количество проданных потенциально «игровых» мобильных устройств в несколько раз превышает количество выпущенных PlayStation 3 и Xbox 360 вместе взятых. Поэтому теория о небольшим количеством мощных телефонов тоже отпадает.

Кто виноват в отсутствии крутых игр на Android и iOS?

Возможно, продажи под мобильные платформы приносят не так много дохода и крупные разработчики не заинтересованы в создании ААА игр потому что они просто не окупятся?

Разобраться в этом вопросе поможет статистика по продажам игр. Магазин PSN (PlayStation Network) за весь 2016 год продал игр на 797 млн долларов. В эту цифру не входят продажи PlayStation игр на дисках, а значит можно смело увеличить эту цифру в два раза. Предположим, что за прошлый год совокупные продажи игр PlayStation достигли 1,5 млрд долларов. Неплохо.

Но давайте посмотрим, что там на мобильных платформах. Google Play только лишь за один 4-й квартал 2016 года заработал 3.3 млрд долларов. App Store за тот же 4-й квартал 2016 года сколотил 5.4 млрд долларов. Разница более чем очевидна.

Жадные Blizzard и их Hearthstone
Жадные Blizzard и их Hearthstone, как удачный пример монетизации

Согласно отчету аналитического агенства SensorTower, выручка Google Play и App Store за 2016 год составила $35 млрд, что на 40% больше по сравнению с прошлым годом. 

На мобильных платформах крутят огромные деньги, и их в разы больше, чем в мире консольных игр.

Так почему же имея в своем распоряжении огромную базу мощных устройств с платежеспособной аудиторией разработчики топовых игр не хотят вкладываться в разработку серьезных проектов под мобилы?

Потому что у производителей мобильных игр и так все хорошо. Зачем им что-то менять?

В 2016 году вся игровая индустрия заработала 91 млрд долларов и более 40 млрд из них приходится на мобильные платформы. Консольные игры заработали всего лишь 6.6 млрд долларов.

Вот вам статистика по самым прибыльным мобильным играм (iOS и Android) в 2016 году:

  • Monster Strike — 1,3 млрд
  • Clash of Clans — 1,2 млрд
  • Clash Royale (за март 2017) — 197 млн
  • Pokemon Go — 788 млн, это больше, чем заработал Overwatch. Он PC собрал всего лишь 585 млн, и, прошу заметить, это лучший результат в сегменте топовых PC проектов. Чувствуете разницу?

Собрать команду топовых разработчиков, потратить кучу времени, сил и денег, чтобы создать шутер Overwatch и заработать 585 млн или не париться, сделать на коленке Monster Strike и собрать 1.3 млрд.

Все просто. Мы получили те мобильные игры за которые готовы платить.

Если мы из года в год послушно покупаем  посредственный шлак вроде головоломок «три в ряд», исправно донатим в Clash of Clans и Pokemon Go, то именно такие игры нам и будут предлагать производители.

Pokemon Go и бесконечные донаты

Зачем им тратить миллионы долларов на создание ААА-проектов под телефонов, если мы с вами и так купим очередной Clash Royale за 1 доллар и будем в него исправно донатить.

Нет никакого смысла в финансировании в крутых эксклюзивов под мобильные платформы, рынок в этом не нуждается, потребителю это не интересно.

Что делать?

Первое, что могу посоветовать — ХВАТИТ донатить всякую фигню. Ни копейки всяким Clash Of Clans, HearthStone и так далее.

Почему мобильные игры говно?

Если вы действительно хотите качественных игр на Android и iOS, то покупайте удачные порты компьютерных игр и лучшие инди игры, перекочевавшие на телефоны со Steam и PlayStation. Забудьте о фримиум играх, это и есть основное зло.

Навскидку, несколько крутейших игр на телефонах планшетах. Здесь вам классика ПК игр и инди хиты:

  • Герои Меча и Магии 3
  • Star Wars: KOTOR
  • The Banner Saga
  • The Banner Saga 2
  • Machinarium (яростно рекомендую всем любителям квестов)
  • Jade Empire
  • Baldur’s Gate
  • Monument Valley
  • This War of Mine
  • Сибирь 2
  • Grim Fandango

Перечислил только те игры, что смог вспомнить в течении пары минут. Советую и вам, если любите поиграть на мобильных девайсах, присмотреться к этому списку. Что-нибудь точно понравится.

Ситуация с мобильными играми мне видится мрачной. Я уже перестал играть на телефоне, потому что любопытных игр больше не выходит. Новинки заточены под моментальные донаты, геймплей примитивный.

Super Mario Run — платить за примитивный платформер 10 долларов?
Super Mario Run — платить за примитивный платформер 10 долларов? Раньше бы за такое покрутили у виска, а сейчас воспринимают нормально.

Думаю, ситуация будет только усугубляться, разработчики будут клепать игры по удачной франшизе все чаще, потихоньку добавляя новые фишки. А народ будет перескакивать с игры на игру все быстрее. Пример Clash Of Clans стал нарицательным — вот наше будущее вечного доната.

Понравился пост? Поделись им в соцсетях и напиши свое мнение в комментах!

7 комментов Вперед к обсуждению! 🙈 →


  • http://vk.com/id358409683 Vulgar Man

    могу как пример привести простой NFS Nitro или как эта хрень на смартфонах называется. Игра постоянно обновляется, постоянно жрет трафик (для кого-то это не проблема конечно), смартфон постоянно подключен к интернету, что делает его на 30-40% более прожорливым, хотя сама игра не уступает по прожорливости. В игре как минимум 2 вариации валюты, и нужно донатить, чтоб накопить на нормальную тачку, а потом еще донатить чтоб его тюнинговать, некоторые авто вообще можно только покупать за реальные деньги, их никак не открыть другим способом.
    А на ПК сейчас имеется более 10 вариаций этой игры. Я согласен с автором, люди кончайте тратить ваши заработанные деньги на дебильные игры, играйте на консолях или ПК, удовольствия больше.

  • http://pixel-story.ru Дмитрий Рак

    Или покупайте настоящие на консолях, за которые не жалко и 3000 рублей, вроде Uncharted 4, Last of Us, Horizon и т.д.
    Или покупайте достойные игры на мобилках, но точно не стоит донатить в этих фермах типа Clash of Clans

  • http://vkontakte.ru/id33065816 Александр Арутюнов

    Все верно сказано, добавить нечего. Хотя, я хоть и не игроман, но вот начиная с 13-го года особо ничего не изменилось в плане игр, все тот же асфальт, гта сан андреас, эти зомби, стрелялки и тд..

  • http://vk.com/id266898083 Iljas Tochiev

    Совершенно с вами согласен! Статья отменная, все написано четко, так как и есть. Хочу отметить, что хоть производительность у нынешних флагманов хоть и больше, но есть узкие места, которые надо учитывать. Консоли спроектированы для игр, а значит архитектура, графические технологии и обработка данных — все это специфично только для консолей. Это мощные машины, которые обрабатывают сотни гигабайт данных, делают векторные вычисления. Этого вы не добьетесь на смартфонах. Это глупо сравнивать. Да, хоть последние, и быстрее обрабатывают данные, но в играх главное не быстродействие, а использование и совмещение технологии вместе и их оптимизаций…

  • http://pixel-story.ru Дмитрий Рак

    насчет оптимизации консолей понятно, в этом вопросе они круче. Но даже мощности Snapdragon 810 хватает для реализации крутых игр уровня PS3.

  • https://plus.google.com/+AndrewLewman Andrew Lewman

    Давайте объединимся и будет команда студия независимая, сделаем игру, за год, три, за пять лет — не важно

  • http://pixel-story.ru Дмитрий Рак

    угу, еще бы инвестора найти наивного)