Сможет ли Xiaomi захватить российский рынок?

На прошлой неделе Xiaomi официально пришли на российский рынок. Теперь, вместо того чтобы покупать серый смартфон в интернете, идти в Связной или ждать доставки с AliExpress, можно пойти в официальный магазин. Там и стоит познакомиться с широким выбором устройств и аксессуаров Xiaomi.

У китайской компании очень серьезные виды на российский рынок — Xiaomi считает его важнейшим за пределами КНР.

А есть ли у Xiaomi реальные шансы на успех в России?

С чем пришли в Россию

На презентации было представлено всего 3 новых смартфона, но это наиболее интересные модели Xiaomi. Подробнее в отдельном посте:

В скором времени обещают запустить Xiaomi Mi 6. Кроме того, в рознице появится все популярные модели 2016 года.

Цели и перспективы на рынке

Основная цель Xiaomi на российском рынке — войти в пятерку брендов по количеству продаж. Об этом поведал старший вице-президент XIaomi Ван Сян. В его заявлении прозвучали слова о о «хорошем отклике» со стороны ритейла.

«Поэтому такая агрессивная цель — войти в ТОП-5 крупнейших производителей на российском рынке», — заявил Ван Сян.

Амбициозные планы, учитывая, что в начале 2017 года доля Xiaomi выражалась цифрой от 0,3 до 0,7% доли российского рынка в натуральном выражении, согласно IDC Россия и J’son & Partners Cosulting.

На конец 2016 года российский ТОП-5 брендов в штуках выглядел примерное так:

  1. Samsung – около 20%
  2. Apple – 12,5%
  3. Huawei – около 8,5%
  4. Lenovo – 7,4%
  5. ZTE – 5,7%

Есть ли у Xiaomi шансы увеличить свою долю с 0,7 до 5,7% рынка смартфонов России? Многие аналитики считают, что это маловероятно, но руководство Xiaomi придерживается иного мнения.

Мировой ТОП-3 производителей смартфонов и Xiaomi

Основным драйвером стремительно роста продаж смартфонов Xiaomi называют развитие собственной розницы. До конца 2017 года планируют открыть 20 монобрендовых магазинов Xiaomi в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и еще в нескольких крупных городах.

Магазины Xiaomi в России

В данный момент у Xiaomi уже есть 6 магазинов. Ими занимается компания  ООО «Смарт Оранж», которая выбила право официального и единственного представителя Xiaomi на территории России. ООО «Смарт Оранж» входит в структуру RDC Group, которая в свою очередь имеет право продавать продукты XIaomi на территории России и ряда других стран.

Трудности в розничных сетях

Российская розница в целом отнеслась скептически насчет планов Xiaomi. Евросеть и Связной считают, что смартфоны Xiaomi слабо представлены в розничных сетях. Количество моделей ограничено бюджетным и средним сегментами.

Xiaomi это «хорошее соотношение цены и качества», но о бренде до сих пор знают немногие за пределами интернета и 4PDA. Массовый потребитель до сих пор не в курсе, что такое Xiaomi и чем он отличается от китайских ноунеймов.

Чтобы резко нарастить продажи потребуются значительные рекламные бюджеты, PR активность, продвижение. Одними блогерами не обойтись, необходима наружная реклама.

Однако ритейлеры отмечают непрекращающейся рост продаж китайских брендов (Meizu, Lenovo, Huawei, ZTE, ASUS Xiaomi). В 2016 году на них приходилось 35% рынка в штуках. 2017 год обещает стать еще более жарким, ведь в Россию должны прийти Nokia, Oppo и Vivo.

Официальный Xiaomi против серого рынка

Самой большой проблемой для Xiaomi может стать «серый» рынок с более низкими  ценами. Пользователи не понимают, зачем платить больше за те же самые устройства, если прошивок без багов нужно ждать что там, что там.

Гарантия тут погоды не делает, ведь авторизованных СЦ Xiaomi в России пока нет.

Российское представительство Xiaomi начали бороться с серым рынком. Первыми могут пострадать любители заказывать девайсы Xiaomi из-за рубежа (GearBeast, AliExpress и другие площадки). Скоро такие посылки начнут массово останавливать на таможне.

На Пикабу уже жалуются, что таможня Екатеринбурга не пускает заказанные смартфоны Xiaomi. Причина жалобы ООО «Смарт Оранж» как официального представителя компании:

«Согласно письму Федеральной таможенной службы от 15 марта 2017 г. и пп. 2 п. 1 ст. 313 Таможенного кодекса Таможенного союза, п. 1 ст. 1515 и п. 4 ст. 1252 ГК РФ, а также статье 18 Всемирной почтовой конвенции, не допускаются к введению в гражданский оборот на территории РФ смартфоны Xiaomi, ввозимые по неавторизованным каналам. В последнее время участились случаи приостановления таможенными органами таких партий. Ситуация распространяется и на заказы частных лиц, сделанные на зарубежных торговых онлайн-площадках и пересылаемые в Россию почтовыми отправлениями.»

Выбранная тактика вряд ли сможет повлиять на «серый» рынок, скорее обозлит лояльных к Xiaomi пользователей и к ее официально рознице.

Xiaomi = LeEco. Или нет?

На первый взгляд, ситуация Xiaomi с приходом на российский рынок напоминает аналогичные телодвижения LeEco. Но если присмотреться, то можно заметить фундаментальные различия двух компаний.

Xiaomi против LeEco

Xiaomi знают и любят пусть узкий, но все же заметный круг российских потребителей. Ветки про Xiaomi на форуме 4PDA уже несколько лет являются самыми посещаемыми. Люди знают о оболочке MIUI, раньше многие даже ставили ее на свои смартфоны с помощью кастомных прошивок.

LeEco не знали и не любили до прихода в Россию, и не очень-то любят сейчас (не помогла даже рекламе в «Голос»). Продажи в России идут если не в убыток, то в точно в «ноль». Компании приходится продавать смартфоны по себестоимости, чтобы наращивать долю рынка.

Показательный комментарий главы LeEco Россия насчет результатов 2016 года:

«За 4 месяца официальных продаж в России бестселлер Le 2 занял лидирующие позиции в сегменте смартфонов с диагональю экрана 5,5”. В планах LeRee на 2017 год – запуск продаж смарт-телевизоров и внедрение других элементов открытой экосистемы LeEco в России», — заявил Виктор Сюй, президент LeREE.

Все прекрасно, но цифр мы вам не раскроем. Поверьте, все просто замечательно. 😉

Выводы

Несмотря на высказывания скептических аналитиков вроде Муртазина, Xiaomi способна значительно вырасти на российском рынке в 2017 году. У компании для этого есть все возможности.

Основные трудности видятся в слабой дистрибуции: представителям нужно плотно поработать с розницей, договорится о ценах. Дадут ритейлу хорошую маржу и продажи неминуемо пойдут вверх.

Не стоит забывать про рекламу, хотя здесь тоже заметны подвижки. Пиарщики начали раздавать устройства на обзоры блогерам и сайтам. Процесс постепенно пошел.

Остается возрастающая конкуренция. Другие игроки ведь тоже не будут сидеть просто так. Особенно это касается Meizu, Lenovo и ZTE. Не стоит забывать про новичков — Nokia, Oppo и Vivo, которые должны прийти в Россию в этом году. Градус противостояния в сегменте китайских смартфонов станет еще выше.

Сможет ли XIaomi захватить российский рынок, подвинув других производителей? Вопрос остается открытым, но шуму в 2017 году они наделают точно.

 

Понравился пост? Поделись в соцсетях!

0 комментов Вперед к обсуждению! →